В современной российской экономике большую роль занимают сельские поселения как первичные элементы региональной экономической системы, формирующие единый фундамент сельской территории региона и страны в целом, определяющие уровень экономического развития сельской местности. Для начала необходимо рассмотреть понятие сельского поселения. Сельское поселение - населенный пункт, большинство жителей которого занято в сельском хозяйстве; или расположенное в сельской местности несельскохозяйственное поселение, не соответствующее по численности населения городу, связанное с лесным хозяйством (лесхозы и кордоны), обслуживанием транспорта вне городов (малые станции, разъезды, пристани); или поселение при отдельных промышленных предприятиях, карьерах, курортах, зонах отдыха, поселки поисковиков, поселения смешанного типа (агроиндустриальные поселки).
Российское село продолжительное время находится в глубоком социально-экономическом кризисе. Положение сельских территорий является одной из главных проблем муниципальной реформы. Исследования показывают, что для выхода из него необходимо соблюдение двух базовых предпосылок: во-первых, наличие дееспособного института местного самоуправления, во-вторых, приемлемых условий хозяйствования, которые обеспечивают эффективное функционирование сельскохозяйственных организаций и других формирований, работающих на селе.
Если условия хозяйствования, прежде всего, важны для развития экономики, то главной предпосылкой социального развития сельских территорий, реализации интересов субъектов сельских поселений является уровень развития местного самоуправления. Вместе с тем, указанные факторы тесно взаимосвязаны: развитие местного самоуправления способствует подъему аграрного сектора, производственного сектора; в свою очередь, улучшение финансового состояния отраслей создает предпосылки для развития социальной инфраструктуры села.
Условия хозяйствования, то есть система отношений «государство — предприятие», определяются государством. Состояние экономики аграрного сектора, главным образом, зависит от качества государственного управления. Если условия хозяйствования удовлетворительны, то не менее 85-90 % сельхоз организаций имеют устойчивое финансовое положение. В этом случае в неэффективной деятельности остальных хозяйств виновны их руководители. Тот факт, что в России устойчиво функционирует не более 20% сельхозорганизаций, свидетельствует о явном несоответствии качества государственного управления отраслью требованиям рынка [2]. Для решения данной проблемы необходимо эффективное муниципальное управления на уровне сельских поселений через разработку долгосрочной стратегии социально-экономического развития, необходимость которой все больше осознается органами местного самоуправления, при этом эта программа должна снимать барьеры в развитие данной отрасли и дать ей свободно развиваться свободно в условиях рынка и начальной помощи муниципалитетов. И безусловно необходима качественная работа с руководящими кадрами работающими на муниципальном уровне, все руководители должны быть компетентны в вопросах которые они решают на селе, при этом они должны иметь соответствующий уровень образования. Также необходимо и учитывать специфику каждой взятой отдельной местности при их развитии, это поиск и развитие текущих сильных сторон села которые имеются, а также поиск решения нерешённых проблем с привлечением научно-сообщества региона и привлечением институтов гражданского общества, которые могут предложить свои идеи и проекты. Проекты граждан если их брать на вооружение являются не столь затратными, но зачастую очень эффективными.
Также необходимо работать на селе над качеством жизни граждан, помимо экономических вопросов необходимо уделять внимание социальной сфере: это социальные выплаты, медицинское обслуживание, работа образовательных учреждений и так далее.
Сельские поселения и в целом сельская местность являются важными системо образующими частями регионов, которые состовляют единый хозяйственно-экономический и политический субъект, поэтому развитию сельских поселений необходимо уделить особое внимание с учётом их текущих проблем.
Список литературы
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2013 № 131-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.09.2003 ред от 29.06.2015
http://cyberleninka.ru/article/n/teoret … -poseleniy
http://www.pandia.ru/144102/
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
Ссылка