Советский Союз остаётся в сердцах миллионов российских граждан приятным и немного грустным воспоминанием о стабильной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Во многом этому способствовали замечательные передачи телевидения 1970-80 годов. Как пел в своё время известный бард, телевизор был для советских граждан своеобразным ярким окном в мир, необходимой культурной составляющей всего образа жизни. ТВ-программа скрупулезно изучалась всеми членами семьи, и кто-то один обычно обводил время показа любимой телепередачи. Иногда на газетной странице красовались несколько разноцветных кружочков.

http://s7.uploads.ru/t/1Is8j.png

Развлекательные телепрограммы Советского Союза отличались высоким уровнем качества юмора и сатиры, никогда не позволяли пошлостей и служили источниками долгих разговоров на рабочих местах и в курилках предприятий. Среди них вспоминаются, конечно, знаменитые и цитируемые до сих пор «Вокруг смеха» — передача, давшая путевку в жизнь многим писателя и актерам, «Кабачок 13 стульев» и сменявшие друг друга в эфире — КВН, «А ну-ка, девушки!» и ряд других.

С особым трепетным вниманием в 70-80 годы смотрели в СССР научно-популярные программы, ведь наука была в почёте, и страна по праву считалась самой читающей страной в мире. Сейчас даже трудно представить, что передачи «Клуб путешественников», «В мире животных» и «Очевидное-невероятное» собирали у экранов телевизоров всю семью, внимавшая всему, что говорят харизматичные любимые ведущие.

Музыкальные передачи были излюбленными пунктами в линейке телевизионной программы. Каждое воскресенье все ждали «Утреннюю почту», чтобы прикоснуться к миру иностранной и отечественной популярной музыки. Нельзя не отметить и конкурсы «Песня года», менее грандиозные аналоги которых заполняют современный телеэфир с гораздо меньшим эффектом, и знаменитый символ каждого Нового Года — «Голубой огонек».

Но самыми любимыми, по-настоящему проникновенными и добрыми передачами были детские программы: «Будильник», «В гостях у сказки», «АБВГДейка», а также не потерявшая актуальность до сих пор, не стареющая «Спокойной ночи, малыши», а также показ мультфильмов.

Да, многие из нас помнят о том, каким было советское телевидение: у экранов в определённые часы собиралась практически вся страна, ведь там всегда было на что посмотреть. Качественные передачи, грамотные ведущие и интересные фильмы.

Вспомните о тех добрых и искренних советских мультиках, которые дети искренне обожали, и готовы были пересматривать бесконечное число раз. Настоящие интеллектуальные шоу (тогда слово шоу не то, что не носило такой негативной окраски, а некоторым из нас даже не было известно), как «Что? Где? Когда?». Искромётные советские комедии, как «Бриллиантовая рука» и настоящие военные драмы, как многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны».

В популярной культуре и массмедиа того времени демонстрировались пусть не шедевры, но крепкие произведения с проникновенным, созидательным содержанием, с близкими людям героями, стремящимися сделать мир чуточку лучше.

В советском искусстве эта задача во многом успешно решалась. По крайней мере тогда массового зрителя пытались возвысить, ставя перед ним вроде бы недостижимые идеалы, разбудить в нём высокие помыслы и зародить искру, а сейчас его подталкивают вниз, потворствуя в нём низменному, гася идеалистические порывы пошлостью и вызывая равнодушие цинизмом.
Какую культуру несёт в массы современное ТВ

Пока реальная Россия борется с международным терроризмом в Сирии и на Кавказе, возрождает армию, восстанавливает промышленность и сельское хозяйство, бросает вызов западному проекту глобализации, запуская тектонические сдвиги в международной политике, российское федеральное телевидение застряло в 90-х, продолжая жить в уродливой параллельной вселенной. Если информационные передачи удалось привести в соответствие народным интересам, то остальной телевизионный эфир, за исключением нескольких проектов, напоминает нечто среднее между кунсткамерой, публичным домом и балаганом.

http://sg.uploads.ru/t/tVTxJ.jpg

Обладая огромными ресурсами и оставаясь самым мощным медиа, оно тянет за собой население страны в помойку, где обитают сплошные воры, маньяки, бездарные шуты и моральные уроды. И разрушает массовое сознание россиян не менее сильно, чем антироссийская пропаганда Запада. Вопрос масштабного преобразования российского телеэфира, его оздоровления, является одним из важнейших для национальной безопасности и давно перезрел.

Благодаря Интернету, можно узнать, что думают жители нашей страны о некоторых передачах на ТВ. Представим своего рода комплексное мнение телезрителей страны, сделав обзор ряда каналов и передач.

Когда случайно попадаешь на Первый канал ТВ, на передачу «Давай поженимся», то многие начинают судорожно переключать каналы: словесные творения Гузеевой и Сябитовой переходят зачастую всякие рамки приличия, так как в редкой передаче эти две выдающихся деятельницы культуры не изрыгают на многомиллионную аудиторию потоки грязи и хамства, достойные самого затрапезного базара.

Не отстаёт от старших коллег и Андрей Малахов на том же ПЕРВОМ канале. Уж так старательно подбирает он героев своих передач, что становится ясно — драка здесь неизбежна. Ну а если сами участники окажутся до предела сдержанными, Андрюша сумеет разжечь их и спровоцировать-таки сначала крутую перепалку, а там и драку.

Не оригинальны ведущие разных «круглых столов» и клубов типа В.Соловьёва или Р. Бабаяна. Свары, с удивительной регулярностью устраиваемые ими путём сведения у барьера непримиримых противников и получившие в народе название «Спокойной ночи, мальчиши», вызывают дикие мысли.

Не отстают от первого и другие каналы. Например, на РЕН-ТВ многие пытаются понять, сколько часов эфирного времени в сутки способен заполнить Прокопенко. Только субботним днём непрерывно вещает 6 часов, не отдыхает бедный и в будние дни. Трудолюбие — вещь хорошая. Первые передачи бывали и довольно интересными, но чудес в тележурналистике не бывает: с какого-то времени на зрителя хлынули потоки профанации.

Скажем, в «Военной тайне», видно, что глаз грамотного консультанта их и не касался, а комментарии дают одни и те же «специалисты во всём», а значит, ни в чём — и в области научно-технической, и в оперативно-тактической, и в фундаментальных науках. Уж больно много в них фактических и технических ошибок.

Можно ещё много говорить о похабщине разных «Камеди-клаб», «Домов» под разными номерами и т.п. Но все они похожи одни на другие. Если говорить о других нескольких десятках каналов, то их сериалы схожи, как две капли воды. Включаешь и можешь безошибочно предсказывать: сейчас будет стрелять, сейчас воткнёт нож, а сейчас будет насиловать. Но, по крайней мере, по физиономии даст точно. Будет много крови — томатного сока на ТВ пока хватает.

Но и на таком фоне передача Гузеевой от 8 июня превзошла все этические нормы, утвердившиеся на постсоветском телевидении. В одном диалоге она умудрилась бесстыдно сталкивать лбами дочь и мать, унизить «женихов», изничтожать пожилую женщину, называя её глупой, никому не нужной, несостоявшейся и прочими ругательствами, достойными пьяной торговки семечками на базаре и никак не народной артистки, призванной нести культуру в массы по определению. Причём сдерживаться она уже давно разучилась, не считает это нужным для жены ресторатора. Пусть и оскорбленные ей участники передачи не лишены недостатков, но кто их отбирал для передачи? И в конце концов — они «люди с улицы», а распущенная Гузеева пытается представлять собой профессионала, образец соблюдения этики!

Телевидение как инструмент управления массами

В данный момент в каждой из стран постсоветского пространства существуют десятки телекомпаний. Некоторые из них носят региональных характер, некоторые вещают в пределах всей страны. Общее число каналов в телевизорах обывателей с лёгкостью может достигать сотни.

Казалось бы, что в сложившихся условиях телевидение должно удовлетворять любые изыски своих зрителей, отвечать любым интересам и быть готовым рассказать нам абсолютно обо всём, но нет. На большинстве каналов вы, как правило, увидите один и тот же мусор, бесконечно транслируемый чуть ли не в течение двадцати четырёх часов. Чем же тогда заполняют эфир эти многочисленные телекомпании?

Реалии современного телевидения — это искажённое и утрированное во много раз отражение американской модели ТВ, с его отвратительным содержанием. Что вы видите, включив экраны своих телевизоров? Реалити-шоу, которые подробно описывают грязные подробности из жизни своих участников, ток-шоу, которые затем постфактум пытаются ещё раз переживать эти грязные подробности, глупые сериалы, которые обычно полны насилием, убийствами, грабежами и другими мало привлекательными вещами. Именно это они предлагают своим телезрителям — сплошную грязь и аморальность.

И, что удивительно, люди продолжают с удовольствием смотреть на это. Многие готовы проводить перед голубыми экранами большую часть дня, вкушая и смакуя всё это. Но таких людей, как бы ни казалось, не так уж много. Для остальных телевидение — это лишь способ отвлечься от тягостных трудовых будней, и они просто вынуждены это смотреть, ведь альтернативы не существует.

Попробуйте назвать хотя бы один телеканал, в трансляции которого вы не видите ничего из вышеперечисленного. Сомневаемся, что у вас это получится, ведь именно такой контент считается самым «интересным», а значит прибыльным. Чем больше обнажённых девиц, крови и ругательств, тем больше зрительская аудитория.

Сложно разобраться в этом процессе, в его причинах. То ли современные люди настолько испорчены и избалованы, что впечатлить их может лишь такое содержание, то ли они в своё время недополучили этого на советском телевидении и теперь пытаются утолить эту непонятную жажду. В любом случае, ничего хорошего на экране телевизора в последнее время видеть не приходится. Перед нами, в таком случае, сразу же возникает вопрос, а стоит ли вообще его смотреть, поскольку оно является инструментом управления массами? Приведём некоторые методы управления на ТВ.
С помощью телевидения управлять человеком стало легко:

    Телевидение управляет тем, куда человек смотрит: он смотрит туда, куда направлена телекамера.
    Оно управляет и тем, что человек видит. Он видит на экране только то, что хочет показать режиссер или ведущий. С помощью монтажа и компьютерных эффектов картинка может быть изменена так, как это нужно хозяевам канала. Вырывая, например, из массы демонстрантов очень старого человека или неудачный лозунг, да ещё и редактируя картинку компьютерными методами, окарикатуривают выступления оппозиции. Выбирая «подходящий момент» разгона молодежи, протестующей против политики «золотого миллиарда», выступления антиглобалистов представляют как бесчинства хулиганов. Таких приёмов разработано очень много.

    Оно приучает мозг к потреблению готовых образов и отучает от умственного труда. Телевидение создает готовые образы, которые загружаются прямо в сознание без всякого обдумывания. Люди получают информацию, которая часто является дезинформацией, средством манипуляции, насилием над сознанием. Избыток информации снижает эмоциональный фон жизни. Люди не радуются и не веселятся, не поют и не общаются. Они только смотрят и слушают, как это делают другие. Реакция на движущиеся картинки на экране, например, футбол, чисто рефлекторная, как у кошки на небольшой движущийся объект.

Поэтому есть острая необходимость изменения политики государства в культуре и искусстве. Однако в немалой степени депривация ( в психологии — внутренний вакуум, прежде всего эмоциональный, когда человек хочет, но хронически не может удовлетворить свои самые насущные потребности — в любви, заботе, человеческой поддержке, в ощущении себя частью единого целого) российского общества поддерживается и углубляется усилиями «великолепной» продукции телевидения. Аудитория театров и филармонии, даже кинотеатров не сравнима с телевизионной, и соответственно, те не могут противостоять потоку чернухи и развлекухи из «ящика», даже если в фильмах и на подмостках начнут появляться шедевры с утверждением высоких идеалов добра и созидания.

Можно создавать самые правильные государственные программы в культуре и образовании, организовывать годы литературы,истории, кино, культуры, восстанавливать музеи и памятники, делать более содержательной школьную программу, возвращать патриотическое воспитание и работу с молодёжью (всё это важно и необходимо), но продолжающаяся вакханалия на телевидении вкупе с вседозволенностью в интернете в значительной степени перечёркивают эти усилия.

Как можно объяснить школьнику что-то о высокой любви и долге перед близкими и любимыми, когда он каждый день видит в эфире примеры лихорадочного поиска выгодного партнёра и замены его новым? Наверное, талантливый учитель или родители при доверительных отношениях способны противостоять моде на разврат, навязываемой через телевизионную продукцию, но далеко не всегда. Сколько угодно можно показывать лучшие образцы искусства в музеях, но если с телевизора идёт поток бездарных песенок и подделок, то в сознании человека с наибольшей вероятностью победит последнее.

В сочетании с ростом патриотических настроений и растущим осознанием исторического значения Русского мира, гордости за деятельность России на международной арене, есть запрос к изменению культурно-информационной политики государства, прежде всего, на телевидении, и он выглядит как вызов для государственной власти.